Воскресенье
21.10.2018
20:51
 
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Древнейшая поэзия - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Комната Поэтов » История поэзии » Древнейшая поэзия (Источник (http://www.valar.ru))
Древнейшая поэзия
Mister_CreativДата: Пятница, 14.05.2010, 10:50 | Сообщение # 1


Сообщений: 30
Награды: 0  +
Репутация:  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
Поэзия, бесспорно, возникает в до - письменную эпоху, поэтому древнейшие тексты до нас просто не дошли. Однако, исследуя сохранившиеся поздние источники и поэтику народов Австралии и Океании, Сибири и тундры, можно сделать ряд выводов. Поэзия еще не знала ритма, рифмы, размера и, тем более, прочих «украшений», но обладала параллелизмом – строки имели схожий смысл и перекликались по синтаксической структуре -

Один верблюд идет,
Второй верблюд идет...

Можно взять любой прозаический текст, разбить его на строки и получить «свободный стих». Однако, как фарш – это уже не просто мясо, так и рубленая проза – не проза, а стих. У нее – новый вкус. Кроме обычной, «горизонтальной» связки слов возникает и «вертикальная». Слова в рубленной прозе приобретают иной смысл. Сравните –

Можно взять любой прозаический текст,
Разбить его на строки
И получить «свободный стих».
Однако, как фарш – это уже не просто мясо,
Так и рубленая проза – не проза, а стих.
У нее – новый вкус.
Кроме обычной, «горизонтальной» связки слов
Возникает и «вертикальная».
Слова в рубленной прозе
Приобретают иной смысл.

А теперь вот так –

Можно взять любой
Прозаический текст,
Разбить его на строки
И получить «свободный
Стих». Однако, как фарш – это уже не просто
Мясо,
Так и рубленая проза – не проза,
А стих. У нее – новый вкус.
Кроме обычной, «горизонтальной» связки слов
Возникает и
«Вертикальная».
Слова в рубленной прозе
Приобретают иной
Смысл.

В первом случае строки совпадают с синтаксическими окончаниями – стих рубит прозу на «правильные» куски, от чего текст легче усваивается памятью, но усваивается в простом, прозаическом виде.
Во втором случае строка неожиданно рвется на середине предложения, возникает пауза... Слушатель невольно напрягается, ожидая услышать что-либо важное... И следующие слова «отпечатываются» у него в памяти резче. В данном случае так поднята весомость слов «Прозаический текст», «Стих», «Мясо», «Вертикальная», «Смысл». На основе такого нехитрого психологического эффекта восприятия можно весьма умело играть, делая текст более эффектным. Такой эффект, кстати, называется анжамбаном. Разумеется, одновременно с этим в стихах в отличие от обычной речи присутствовали более яркие образы, они были эмоционально насыщеннее.
Все первые стихи были песенные или речитативные (хотя бы потому, что книжное дело еще не развилось), строки требовалось упорядочить по длине, что облегчало бы их исполнение. Так возникает стихотворный размер – строки имеют определенное количество слогов. Наиболее популярным (в индоевропейской поэзии) стал 10-сложник. При этом ударения в нем ставились на произвольных местах. Стих, упорядоченный по количеству слогов в строке, называется силлабическим -

Вот вам стих, который был написан
Простым силлабическим языком.
Современному уху не просто
Понять упорядоченность стиха.
На самом деле каждая строка
Здесь в сумме имеет десять слогов...

В длинных балладах ухо «привыкало» впитывать текст равносложными кусками, но в коротких стишках (заговорах, прибаутках) – силлабичность не успевает проявиться. Поэтому с древнейших времен в простых поговорках – побасенках возникают игры созвучий – аллитерации, рифмы, коссонансы, ассонансы... Но в многострочные стихи они перешли много, много веков спустя, о чем ниже.

Форум » Комната Поэтов » История поэзии » Древнейшая поэзия (Источник (http://www.valar.ru))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

CreativeClub.ru © 2018
Бесплатный хостинг uCoz