Четверг
28.03.2024
20:10
 
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Кельтская поэзия и поэзия скальдов. - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Комната Поэтов » История поэзии » Кельтская поэзия и поэзия скальдов. (Источник (http://www.valar.ru))
Кельтская поэзия и поэзия скальдов.
Mister_CreativДата: Пятница, 14.05.2010, 10:53 | Сообщение # 1


Сообщений: 30
Награды: 0  +
Репутация:  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
Кельтская поэзия это, пожалуй, феномен в европейском стихосложении.
Будучи в древности силлабической (равное количество слогов в строке) она быстро усвоила и тонику (равное количество ударений в строке). Причем, если древнерусские и древнегерманские стихотворцы «поменяли» силлабику на тонику, то кельты сохранили силлабо-тонику, да еще и упорядочивали ритм, достигая это разделением цезурой строк (а строки у них были обычно 8сложные...) и, как и немцы, скрепляли полустишья аллитерацией, а в добавок – ассонансом и консонансом.

Ассонанс – созвучие ударных гласных «меч - сеть», «воин - гром», «рыба-сыр».
Консонанс -диссонанс – созвучие замыкающих согласных – «рок-блик», «дом - Рим», «свет-брат».
Аллитерация – как уже говорилось - созвучие начальных согласных «сок-свет, кровь - круп», «век - враг».
Но это не главное – они использовали рифму! Причем – полноценную – рифма – совпадение последнего ударного слога и идущих после него безударных. Средневековая Европа в это время либо вообще обходилась без рифмы, либо ограничивалась односложной, когда рифмуется только последний слог («корова – крапива…»).
Вот и представьте себе стих в котором обязательно выполняются следующие правила:
- полустишья связаны аллитерацией (скотохельдингом – низким стихом)
строки связаны рифмой (альтхельдингом – высоким стихом)
- упорядочено количество слогов (8-8-8-8 или 8-7-8-7)
- упорядоченно количество ударений. Правда, ударения упорядочены не совсем – важно лишь, чтобы их было по два в каждом полустишье, а их место в строке – не имело значения (кроме последнего ударного слога, так как от него завесила рифма). Например –

«Поднял слуга кверху чашу –
Кубок вина златоструйный» -

Для нашего слуха, в отличие от кельтского, звучит непривычно – нам проще «исправить» размер –

«Поднял воин кверху чашу –
Кубок славный, златоструйный…»

- после 4 ударения – цезура
- По стиху «разбросаны» ассонансы и диссонансы...
- Разумеется, стих имеет смысл, яркие образы и метафоры..

Писать таким образом – крайне сложно, намного сложнее чем средневековыми твердыми формами и даже литературными изысками серебряного века. Наверное именно поэтому постепенно кельтская поэзия сошла на нет – просто не осталось мастеров Слова. Не даром песнопевцы были крайне почитаемы у кельтов (больше чем князь) и не даром их воспитывали и готовили совершенно особым образом. Но тут мы упираемся в мистику, мало применимую для статьи, немного претендующей на научность.
Вот – моя слабая попытка передать форму кельтского стиха.

Это пытка – писать пером
Вынимая из сердца вздох
Славу слова смешать с вином
Песнопевцев прошлых эпох
Выходить на весенний луг
Обрывая следы оков
Выпускать, вынимая лук
Стрелы – стаю созвездий слов.

Но, разумеется, кельтская поэзия не пропала даром. Частично она попадает к германским скальдам, пытавшимся подражать искусству древних мастеров. Скальды оказались достойными учениками – они переняли рифму и пытались писать столь же сложные по форме баллады, но догнать учителей им было не суждено – в балладах либо отсутствовала силлабичность, либо аллитерация...
Вот – пример «наследия» кельтов, германцев и скальдов – «Старшая Эдда», прорецание Вельвы. Сами посмотрите на размеры и созвучия. (Увы, перевод не важен, а выдать оригинальный текст не дает кодировка...)

Внимайте мне все
священные роды,
великие с малыми
Хеймдалля дети!
Один, ты хочешь,
чтоб я рассказала
о прошлом всех сущих,
о древнем, что помню.

Великанов я помню,
рожденных до века,
породили меня они
в давние годы;
помню девять миров
и девять корней
и древо предела,
еще не проросшее.

В эпоху нашествия викингов скальды перебираются во Францию, где их поэзия встречается с поэзией романской языковой группы (французов и итальянцев), развивавшаяся на основе древнегреческой и древнеримской поэтики. Эта встреча дала бурный всплеск к развитию общеевропейского искусства Слова, но, чтобы понять его, следует сначала взглянуть на то, какими путями развивалась античная и романская поэзия.

Форум » Комната Поэтов » История поэзии » Кельтская поэзия и поэзия скальдов. (Источник (http://www.valar.ru))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

CreativeClub.ru © 2024
Бесплатный хостинг uCoz