Пятница
29.03.2024
14:07
 
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Квантитативная метрика. Классическая древнегреческая и древн - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Комната Поэтов » История поэзии » Квантитативная метрика. Классическая древнегреческая и древн (Источник (http://www.valar.ru))
Квантитативная метрика. Классическая древнегреческая и древн
Mister_CreativДата: Пятница, 14.05.2010, 11:06 | Сообщение # 1


Сообщений: 30
Награды: 0  +
Репутация:  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
Большим шагом в развитии античной поэзии стал переход к «Квантитативной метрике» - от латинского «квантис» - количество (количество времени, требующегося для произнесения долгого или краткого слога). Квантитативная метрика считала, что долгий слог может заменяться двумя короткими, и исходя из этого правила строила свои литературные размеры.
(Напомню, что в современных языках, в том числе и в русском, нет деления на «долгие» и «короткие» звуки (кроме анахронизма в виде и-краткого), поэтому долгие и короткие звуки квантитативной метрики передаются в переводах через ударные и безударные согласные). Следует понимать, что «ударный слог» перевода – это «долгий слог» древнего оригинала. И наоборот.
Проследить, как возникли и как развивались древнегреческие размеры почти не представляется возможным - уже ко времени «Иллиады» они были четко оформлены, а более древние тексты до нас просто не дошли, поэтому мы не можем проследить процесс их формирования. Всего же в древнегреческой поэзии было пять основных размеров, о каждом из которых стоит сказать пару строк.

Дактилический гекзаметр.

Размер «Илиады» и «Одиссея». Традиционно – размер большого эпоса. Состоит, как следует из названия, из шести стоп. При этом первый слог стопы – всегда ударный(долгий), а за ним – либо еще один ударный (долгий) либо два безударных (коротких).
В русской традиции перевода стопы, состоящие из двух ударных слогов (спондеи) переводятся обычными хореями.
Размер большой, поэтому посередине стиха есть цезура. Но – обязательное условие – цезура стоит не ровно посередине – иначе стих делился бы на два трехстопника «Муза, восславь Ахиллеса – Мужа, что Трою разрушил» - это уже два трехстопника. А не гекзаметр. Поэтому цезура в этом размере разрезает третью стопу, и третья стопа не дает стиху распасться – «Гнев, о богиня, воспой/ Ахиллеса, Пелеева сына…» - это уже гекзаметр. Причем разрезать стопу можно по-разному – если делать это сразу после ударного слога – цезура будет мужская – «Пой, о богиня, про гнев/Пелеева сына Ахилла» или после первого безударного – «Муза скажи мне о муже/которому бедствий не мало…» - цезура женская, более мягкая. Если древние греки использовали как мужскую, так и женскую цезуру. То римляне – почти всегда – мужскую. И – предпочитали трехсложные дактили двустопным спондеям – вот пример из «Эниады»

«Брань и героя пою, кто первый с берега Трои
Прибыл, роком гоним, в пределы Италии. К брегу
Лация, много терпев на суше бедствийи в море…»

Ямбический триметр.

Второй по важности размер ионийской квантитативной метрики. Изобретателем его считается поэт Архилох, 6 век до нашей эры. Использовался размер для речитативно – говорных стихотворений, лирического и сатирического содержания. Использовался часто в греческих комедиях.
Состоял из трех диподиев. Диподий состоял из двух стоп. Первая стопа – либо ямб либо спондей, вторая – обязательно ямб.
Х – любой слог.
У – ударный
Б – безударный.
Ямбический триметр выглядит так -

ХУБУ ХУБУ ХУБУ

Размер, как видите, очень вольный. В трагедиях его старались упорядочить, а в комедиях – оставляли вольным, как бы показывая расшатанность речи.
Вот два примера –

«О, дети Кадма / древнего побег младой
Зачем воссели /здесь пред алтарями вы,
Молитвенные ветви /принеся с собой,
Меж тем как весь ваш /город фимиамами
Пенами наполнен /и стенаньями?»
(«Царь Эдип» Софокла)

«О, Зевс-властелин, какая /ночь невозможная!
Конца ей нет. Когда же /утро засветится?
Уже давно мне /слышалось, как петух пропел,
А слуги дрыхнут. / Раньше бы так попробовали!»
(Аристофан, «Облака»).

Трохаический (хореический) тетраметр.

Возник одновременно с предыдущим размером (Ямбическим триметром), но был менее употребителен, считался «плясовым», использовался на фоне ямба для выявления динамичных сцен. Часто хореический тетраметр – размер плясовых народных песен. Кстати, эта же традиция сохранилась и в русской поэзии – хорей – традиционный «народный» размер, ассоциируемый с «Гой, ты Русь моя, родная»…
Состоит из четырех диподий. Каждая диподия – состояла из двух стоп, первая – обязательно хорей, вторая – либо хорей, либо спондей. Последний диподий – укорочен, образуя мужское окончание. Для контраста – цезура заканчивалась женским окончанием.

УБУХ УБУХ УБУХ У

«Пусть полюбит не любивший / пусть любивший любит вновь»

Что касается заполнения «свободных» слогов - действовал тот же принцип что и в ямбическом тетраметре – максимум расшатанности в комедии, максимум собранности в лирике.

Дактилический пентаметр и ямбический диметр.

«Вспомогательные» размеры. Употреблялись лишь в чередовании со строчками других размеров. Дактилический пентаметр – наследник дактилического гекзаметра – самая частая цезура в гекзаметре была мужская на третьей стопе – «Пой, о богиня, про гнев / Пелеева сына, Ахилла» - если взять первое полустишье такого стиха и повторить дважды – получится пентаметр, а чтобы он не разламывался механически на две половины – в первом полустишье допускается замена двух кратких одним долгим (дактиля на хорей в русских переводах), а во втором полустишье – не допускается – том – только дактили. Объем каждого полустишья получился равным 2,5 стопы (стопа – из 4х слогов). Отсюда стих из двух полустиший равен пяти стопам, то есть является «пентаметром».
При этом в первом полустишье – пара ББ могла заменяться на У.

Вид двустишной строфы из гекзаметра и пентаметра –
УББ УББ У / ББ УББ УББ УХ
УББ УББ У / УББ УББ УХ

«Каждый любовник – солдат / и есть у Амура свой лагерь»
Мне, о Аттик, поверь / каждый любовник – солдат».
(«Любовные элегии» Овидий).

Ямбический диметр – повторение двух ямбический диподий.

ХУБУ ХУБУ

Употреблялся в паре с ямбическим триметром.

ХУБУ ХУБУ ХУБУ
ХУБУ ХУБУ
ХУБУ ХУБУ ХУБУ
ХУБУ ХУБУ

Гораций –

«Блажен лишь тот, кто, суеты не ведая
Как первобытный род людской
Наследье дедов пашет на волах своих,
Чуждаясь всякой алчности».

Отдельно от триметра этот размер получил развитие уже в средневековье – когда Церкви потребовались песнопения, сложенные на простые, понятные всем размеры.

Форум » Комната Поэтов » История поэзии » Квантитативная метрика. Классическая древнегреческая и древн (Источник (http://www.valar.ru))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

CreativeClub.ru © 2024
Бесплатный хостинг uCoz