Как и любое древне европейское стихосложение, древнеславянская поэзия была силлабической, преимущественно 10-сложной, но были и более сложные размеры, например – стих состоял из строф, каждая строка имела свое количество слогов – У ворот сидел Марко Якубович,
Перед ним сидела его Зоя,
А мальчишка их играл у порогу.
По дороге к ним идет незнакомец,
Бледен он и чуть ноги волочит,
Просит он напиться, ради Бога,
Зоя встала и пошла за водою,
И прохожему вынесла ковшик…
(А.Пушкин, «Песни западных славян»)
Правда, зачастую силлабика была «расшатанной» - местами слог мог пропадать, местами – «появляться». На слух это почти не улавливалось, что, однако, говорит не в пользу силлабического стиха - силлабический стих в чистом виде достаточно «слаб» - хотелось как – то еще упорядочить, усложнить его...
Идею усложнения стиха, похоже, подсказало то, что стихи-песни исполнялись за работой – косьбой, посевом, молотьбой... А работа была однообразна, ритмична. Плавные и резкие движения (взмах, удар) выделялись безударными и ударными слогами. Для песни стало важно не только одинаковое продолжительность строки – количество слогов, но и равное количество ударений - слов. Стих, упорядоченный по количеству ударений в строке, называется тоническим.
Впрочем, очень часто силлабический стих непроизвольно сам по себе оказывался тоническим – ведь, как уже сказано выше, строки часто имели параллельные, аналогичные синтаксические структуры –
Как у нас на селе то принято,
Как у нас на Руси положено...
Так и ты, не забудь, все выполни...
Приведенный пример – не просто силлабический и тонический – он еще и четко ритмованный. Ударения в обоих строчках – строго на 3, 6, 8 слогах.
Стих мог быть и менее ритмованным – хватало и того, что в нем было равное число ударений = самостоятельных слов (слова как, ли, во, и не самостоятельны, как бы прилипают к основным и не имеют своего ударения...) и равное количество слогов.
Как во славном городе во Киеве
Поднимал Илья – Муромец голову...
Впрочем, это был даже переизбыток - в речитативной поэзии тоника вытесняла силлабику – отсутствие или добавление слога в таком стихе не так резала слух.
Как во славном городе во Киеве
Поднимал - то Илья – Муромец голову...
Освободившись от равно - сложности, стих из силлабо-тонического стал чисто тоническим. Причем ударения старались расположить так, чтобы получался ритм удобный для исполнения в работе –
Говорят калики таковы слова:
«Ай же ты, Илья Муромец, крестьянский сын!
Отворяй каликам ворота широкия,
Пусти-ка калик к себе в дом».
Ответ держит Илья Муромец:
«Ай же вы, калики перехожия!
Не могу отворить ворот широкиих,
Сиднем сижу цело тридцать лет.
Не владаю рукамы, ни ногамы».
Опять говорят калики перехожия;
«Выставай-ка, Илья, на резвы ноги,
Отворяй-ка ворота широкия,
Пускай-ка калик к себе в дом».
Выставал Илья на резвы ноги,
Отворял ворота широкия
И пускал калик к себе в дом.
(«Баллада о богатыре Илье Муромце и Святогоре»)
Южно-славянская поэзия тяготела к силлабике, не развивая свою тонику и позаимствовав ее из западной Европы в средневековье. Северные славяне (русские) наоборот развивали тонику.