Воскресенье
21.10.2018
20:51
 
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Древнегреческая поэзия - древнейший этап (силабометрика) - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Комната Поэтов » История поэзии » Древнегреческая поэзия - древнейший этап (силабометрика) (Источник (http://www.valar.ru))
Древнегреческая поэзия - древнейший этап (силабометрика)
Mister_CreativДата: Пятница, 14.05.2010, 11:03 | Сообщение # 1


Сообщений: 30
Награды: 0  +
Репутация:  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
Древнегреческая поэзия упорядочивала сочетание долгих и коротких звуков в строке, введя понятие стопы – группы из нескольких слогов, длинные слоги в которых стоят на определенной позиции (первыми, вторыми или третьими по счету). Такая поэзия получила название метрической, или «силлабо-метрической» поэзии.

У наиболее распространенных стоп были названия (Д-длинный слог, К - короткий) –

Ямбическая стопа – КД
Хореическая стопа – ДК (хорал - греч. "плясовая песнь")
Дактилическая стопа – ДКК (дактиль – переводится с греческого как «палец» - это первая трехсложная стопа, и в названии – намек на три фаланги пальца…)
Анапестическая стопа (ККД) (анапест – «противоположный пальцу»)
Амфибрахическая стопа (КДК)
Спондей – ДД
Спирихий – КК. (спирихий - греч.возлияние)

Соответственно, и название стиха, написанное одноименными стопами – ямб, хорей и т.д.

В европейских (равно как и новогреческом) языках нет деления на долгие и краткие слоги, и для передачи метричности древних стихов стали использовать их ударность. Ударный слог приравнивался к длинному, безударный – к короткому. Таким образом, например, «чистый» ямбический стих в европейских стихах имеет вид –

БУБУБУ… (та-ТА-та-ТА-та…) а чистый хорей УБУБУБ… (ТА-та-ТА-та…)

Но в большинстве слов, как правило, число слогов больше двух, а ударение – всего одно, хореи и ямбы требуют ударения на каждом втором слоге. Поэтому было сделано отступление, ставшее привычным нашему слуху - на ударных позициях могут стоять как ударные, так и безударные слоги, за исключением последнего ударного слога строки – в нем пропуск ударения, как правило, не допускается. Слух сам как бы «доударяет» безударный слог.
На безударных позициях могут стоять только безударные слоги. Исключения – односложные слова. Они воспринимаются слухом как ударные или как безударные в зависимости от своего расположения, поэтому могут стоять на любой позиции. Однако расположение односложных слов на безударных позициях нежелательно, если на соседней ударной позиции пропущен слог, так как слух ощущает, что ударение стоит не на месте.

Таким образом «реальный» ямб может иметь вид – БУБББУБ… (та-ТА-та-та-та-ТА-та…), а реальный хорей – УБББУБ - (ТА-та-та-та-ТА-та…)

Количество стоп в строке (стихе), как правило, упорядоченно. Полиметрия (скачки количества стоп) допускаются как «приправа» для подчеркивания остроты блюда, но – никак не само блюдо. Если говорить о двусложных размерах, то обычное количество стоп в них – 3-6. В трехсложных размерах – 2-5 стопы. Меньшее количество стоп делает стих «дерганым», большее – трудно усваиваемым на слух.
Существуют и другие размеры – логареды, дольники, тактовики.
Логаэд – стих, состоящий из строк, разных стоп, но порядок их чередования при этом не меняется от строки в строку.
Дольник – упрощенно говоря – трехстопный размер, в котором иногда «пропадают» безударные слоги.
Тактовик – упрощенно говоря – двустопный размер, в котором иногда «появляются» лишние безударные слоги.
Последние два размера уже не строго метричны, а расшатаны, и ведут к тоническому стихосложению – то есть такому, в котором не учитывается расположение ударных слогов в строке, но только лишь их количество. Такая расшатанность, на самом деле, должна компенсироваться различными литературными приемами – стилистически, лексически и т.д. Без этого расшатанность воспринимается как простая недоработка.

Греческая (эолийская) силлабометрика, выработала на основе общеевропейских 8ми сложников свои размеры.

Х –любой слог
К – короткий (в русском переводе - безударный)
Д – долгий (в русском переводе - ударный)

ХХ Д КК ДКХ – гликоней

ХХ Д КК ДХ – ферекратей
Д КК ДКХ – адоний.

Но эти размеры известны мало – гораздо распространеннее 11 сложные сапфическая, алкеева и фалекова строки. Ими писали долго, подражание Сапфо и Алкею на эти размеры было популярно и в русской поэзии. Сапфическая строка – традиционно женская лирика, алкеева строка – мужская лирика. Очень популярны были «диалоги Сапфо и Алкея».

Вот схемы строк.

ДКДХ ДКК ДКДХ - сапфическая строфа
«Всеблагим несу олимпийцам честь я…»

ХДКДХ ДКК ДКД - алкеева строфа (сдвинутая на 1 слог сапфическая – переставлено место «свободного» слога)
« Я всеблагим несу олимпийцам честь…»

ХХ ДКК ДКДКДХ – фалекова строфа.
«Я несу олимпийцам честь благую…»

Стопы эолийской силлабометрики обычно представляли из себя четверостишья.

Следует упомянуть Сатурнийский стих – исконный древнеримский размер, существовал в Италии до знакомства с греческой поэзией. От него сохранилось около 120 строк, понять по которым его структуру и происхождение – очень сложно. Очевидно лишь, что в нем были попытки упорядочить стихосложение на основе тоники и квантитативной метрики – но это лишь гипотезы.

Форум » Комната Поэтов » История поэзии » Древнегреческая поэзия - древнейший этап (силабометрика) (Источник (http://www.valar.ru))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

CreativeClub.ru © 2018
Бесплатный хостинг uCoz